Skip to main content

ГККП Детский сад №33 "Нұрсәт"

Государственного учреждения
"Отдел образования г. Актобе"

Адрес: Республика Казахстан, город Актобе, 12-й микрорайон, 15В
Время работы: ПН-ПТ 08:00-18:30
Почта: do_nursat33@mail.ru

Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты шестилетки с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьми речьк концу дошкольного периода становится важным средством коммуникации, а развитие речи дошкольников— самым ответственным периодом в развитии речи у детей. К развитию речи дошкольника ведёт не только развитие потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые ребёнком. Одним из таких видов может стать, песочная терапия. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю, начиная с трех лет. Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет: —           стабилизировать психоэмоциональное состояние;

 —          совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

—           стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

 —          развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

—           стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

—           разнообразить способы сотрудничества.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Игры с песком разнообразны:

—           обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

 —          познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

—           проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
    Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь ребёнка, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.

Многие исследователи песочной терапии отмечают благотворное влияние речи в процессе игры. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность детей , повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

При работе с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Применение традиционных обучающих и развивающих заданий с использованием песочной терапии даёт положительный эффект, с одной стороны, существенно повышается мотивация к познанию, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у дошкольников.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством (заземлять) негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления детей и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения в развитие речи

Детский сад № 33 «Нұрсәт»

«Влияние  песочной терапии на  развитие речи детей дошкольного возраста»

Социальный педагог: Балгазина И.М.

Актобе – 2024г.