Skip to main content

ГККП Детский сад №33 "Нұрсәт"

Государственного учреждения
"Отдел образования г. Актобе"

Адрес: Республика Казахстан, город Актобе, 12-й микрорайон, 15В
Время работы: ПН-ПТ 08:00-18:30
Почта: do_nursat33@mail.ru

Готовность детей 5-6 лет к обучению в школе

Интеллектуальная (познавательная) готовность детей

Интеллектуальная подготовка к школьному обучению связана с уровнем развития познавательной сферы ребенка: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, умения владеть речью и понимать и использовать символы, развивать тонкие движения рук и зрительно — моторную координацию.

Также предполагается формирование у ребенка первоначальных навыков в области учебной деятельности (умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности). Большое значение для учебной деятельности имеют следующие навыки: решение учебных задач с соблюдением правил, контроль за своими действиями и подготовка руки к письму («ручное мастерство»).

Мышление

В тот момент, когда ребенок начинает учиться в школе, он должен иметь определенную базу знаний об окружающем мире, о себе, о природе, о других людях, об отношениях между людьми.

Развивающееся мышление позволяет детям предвидеть результаты своих действий, планировать их.

По мере развития любознательности, познавательных процессов дети широко используют мышление для освоения окружающего мира.

 Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения наблюдаемым явлениям. Он обращается к типу экспериментов, чтобы выявить интересующие его проблемы, наблюдать за явлениями, думать и делать выводы.

Уровень развития пространственного мышления определяется по-разному. Метод лабиринта эффективен и удобен.

Ребенок должен найти путь к определенному дому между неправильными путями и конечными путями лабиринта. В этом ему помогают образно приведенные указания-он проходит мимо таких предметов (деревья, кустарники, цветы, грибы).

Ребенок при решении упражнений должен ориентироваться в самом лабиринте и на схеме, отражающей непрерывность пути.

Например, ребенок должен знать свое имя, основные геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг), основные цвета. Овладение понятиями» много « — » мало«,» высоко « — » низко«,» широко « — » узко». Желательно, чтобы ребенок ориентировался в пространстве (различает понятия «левый» и «правый», понимает значение понятий «под», «над», «рядом», «между»). Ребенок должен уметь сравнивать, анализировать, обобщать, определять основные и повторяющиеся признаки предметов и явлений.

Внимательность

У дошкольника внимание носит свободный характер.Поворотный момент в развитии внимания связан с ориентацией и удержанием внимания детей в первую очередь на определенные предметы.

С этой целью ребенок использует определенные методы, которые он получает от взрослых.

Таким образом, у 5– летнего ребенка достаточно возможностей для нового вида внимания-свободного внимания.

 Чем выше уровень внимания, тем выше эффективность обучения. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на задачи, выполняемые в процессе игры. Школьные задания, в отличие от игровых, содержат новую информацию и требуют большего внимания.

Волевое внимание и запоминание: за 3-4 секунды запоминают предметы и называют их; знают стихи, вводящие в заблуждение; выполняют задание по образцу с помощью взрослых; учатся понимать символы: -+=.

 Память

В возрасте 5 лет структура памяти связана со значительным развитием произвольных форм памяти и воспоминаний и претерпевает изменения.

Для определения уровня механической памяти дается набор бессмысленных слов: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, мальчик. Ребенок слушает этот ряд и повторяет слова, которые он запомнил

Повторное исполнение может быть использовано — после дополнительного прочтения одних и тех же слов-позднее исполнение, например, через час после слушания, наблюдается такие показатели механической памяти, характерные для 5-летнего возраста:

* впервые ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10;

* Выполняет 9-10 слов после прочтения 3-4;

• не забывает более 2 слов, выполненных ранее через час;

• в процессе последовательного запоминания материала «сбоев » не возникает, после одного прочтения, представленного его экспериментальной деятельностью, ребенок запоминает меньше слов, Чем раньше (это обычно признак усталости).

Развитие мелкой моторики

     У детей старшего дошкольного возраста хорошо развиты мышцы тела и ног, но при этом еще не развиты мелкие мышцы рук, обеспечивающие точные и мелкие движения во время письма.

Учителя начальных классов говорят, что самая большая проблема в обучении современных первоклассников заключается в том, что рука не готова к письму.

        Поэтому первоклассникам очень сложно писать, а при выполнении графических упражнений они быстро устают.

Адекватное развитие мышц рук, умение выполнять небольшие действия пальцами станут залогом того, что ребенок легко научится писать

          Полезные занятия на этапе подготовки ребенка к письму:

— штриховка;

— работа с дизайнерами разных моделей;

— работа ножницами, пластилином

         — рисование на решетках;

         — закончить вторую половину ;

         — ориентация в пространстве;

         — раскрасьте одинаковые картинки.

         — рисование в альбомах (карандаши, краски).

  Немаловажную роль в подготовке детей к школе играет речевая подготовка.

Что следует понимать под понятием речевая готовность ребенка к обучению? Прежде всего, это развитие связной речи.

Ребенок должен уметь высказывать свое мнение, объяснять свой ход, аргументировать свое мнение. Предпосылкой для этих умений является достаточный словарный запас ребенка, знание родного языка как средства общения.

Критерии готовности к обучению в школе:

 Связная речь;

— последовательно формулировать основную мысль. Используйте языковые средства, соответствующие вашему типу речи.

Используйте языковые средства, соответствующие вашему типу речи.

— овладение навыками полного и краткого изложения, составление описательного рассказа, составление рассказа по рисунку, серии рисунков, из личного опыта.

— овладение нормами речевого этикета: применение принятых норм вежливой речи (общение в соответствии с возрастом собеседника-

         Словарный запас в соответствии с возрастом ребенка.

 Словарный запас ребенка до 3500 слов.  Ребенок должен уметь разделять и классифицировать предметы по группам: не только сезоны, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, зимующие и летающие называет птиц, детенышей животных;

 Фонематический слух, включающий валы:

— распределение заданного звука в потоке речи;

— деление на слоги;

— Составить предложение из 3-4 слов;

— составить рассказ к серии рисунков, по сюжетной картинке, на заданную тему;

— составление рассказов о вещах (по плану, предложенному взрослым);

— самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова:

— уметь отличать данный звук от слова (есть ли такой звук или нет);

— различать первый и последний звук в словах;

— определение места звука, а также их количества и последовательности звуков в слове;

— определять количество слогов в слове, уметь подбирать картинки с заданным количеством слогов.

      Грамматически правильно написанное слово:

          — использование различных способов изменения слова и переписывания слова (стол-мини-стол, ковер-мини-ковер, вишневое варенье, ананасовый сок-ананас);

          – составление и использование существительных в речи в единственном и множественном числе (уши-уши, листья-листья, много карандашей) ;

         — сочетание существительных с прилагательными (розовая юбка, зеленое пальто);

           — правильное использование в родственных предложениях и зависимых прилагательных (лисий хвост, Медвежьи уши);

        — использование не только простых, но и сложных вспомогательных слов и т. д. (Из-под стола, из-за дерева).

         Звуковая культура речи. Посещая первый класс, ребенок должен четко произносить все звуки родного языка. Для обучения в школе ребенок должен преодолеть недостатки звукопроизношения. Для этого необходимо обязательно обратиться к специалисту-логопеду.

       Развитие элементарных математических представлений и подготовка к обучению основам математики включают:

         — подсчет и подсчет предметов заданного размера;

         — прямой и обратный расчет в пределах числа двадцать ;

         — уметь называть число до и после данного числа;

         — знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

         — умение соотносить количество предметов с цифрами;

         — знание геометрических фигур: (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник);

         — возможность деления круга, квадрата на две и четыре части;

         — умение ориентироваться на листе сетчатой бумаги.

        Мировоззрение ребенка и готовность к усвоению знаний:

       -уметь называть домашний адрес, телефон, полное имя родителей и состав семьи;

       — иметь общее представление о различных действиях взрослых;

       — знание правил поведения в общественных местах и на улице;

       — иметь общее представление о сезонах и сезонных явлениях.

Психологическая готовность к обучению в школе

В конце дошкольного периода происходит интенсивное развитие психологических качеств и особенностей, обеспечивающих формирование психологической готовности к школе.

Психологическая подготовка-это системная характеристика психического развития взрослого дошкольника, включающая формирование способностей и особенностей, обеспечивающих возможность выполнения учебной деятельности, а также принятие социальной позиции учащегося. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая подготовка к школе определяется как» сложное образование, представляющее собой полную систему взаимосвязанных качеств».

Психологическая подготовка к школе: включает личностную, умственную и добровольную подготовку.